Муниципальное унитарное предприятие «Стерлитамакское троллейбусное управление» — одно из старейших транспортных предприятий Стерлитамака.
Строительство в городе троллейбусных линий велось очень тяжело. В начале московские чиновники отказывали и выносили вердикт, что строительство в Стерлитамаке какого-либо электротранспорта является преждевременным. Основной причиной отказа являлось нежелание выделять денежные средства на строительство троллейбусных линий в провинциальном городе, так как еще не все областные центры их имели. Ну а затем недостаток финансов, рабочих рук, квалифицированных специалистов. И всё же…
Руководителем строительства (с 1957 г. по 1.12.1959 г.), а затем и первым руководителем «Управления троллейбуса» г. Стерлитамака (так раньше называлось управление) был Матвеев Николай Михайлович, который руководил нашим предприятием в течение 20 лет (с 01.12.1959 г. по 2.01.1980г.).
На время руководства Николая Михайловича пришлась самая трудная пора. Ведь нужно было построить дороги, контактную линию, здания депо и тяговой подстанции, затем подобрать оборудование, кадры и организовать коллектив только на хорошую и плодотворную работу.
Работы по строительству троллейбусных линий 1-ой очереди начались уже в апреле 1957 году и были закончены к началу 1961 года. В первую очередь было построено или отремонтировано 115 тыс. кв. м дорог с твердым покрытием, 37 тыс. кв. м. асфальтированных тротуаров, установлено 654 опоры, с монтажом 340 светильников уличного освещения, мост через реку Стерля, расширен мост через Бугоровский овраг. Одновременно с этим построено типовое троллейбусное депо и ремонтные мастерские по обслуживанию и ремонту 50 единиц подвижного состава, тяговая подстанция №1 мощностью 1800 кВт для питания троллейбусных линий, смонтирована контактная сеть протяженностью 12,7 км.
К дню открытия троллейбусного движения в городе было получено с завода им. Урицкого 15 новых троллейбусов марки МТБ-82Д, приобретены контактные и аварийные машины, станочное, подъемно-транспортное и другое технологическое оборудование, необходимое для оснастки производственных цехов троллейбусного депо.
Одновременно с этим производился набор и подготовка водительских кадров. Большая помощь при этом была оказана работниками трамвайно-троллейбусного управления г.Казани, которые обеспечивали подготовку на своих курсах первой группы водителей для нашего города в количестве 35 человек.
В те дни действовал всего один маршрут — от Колхозного рынка до Содово-цементного комбината протяженностью 12,7 км. Это был один из основных пассажирских маршрутов города того времени, так как он связывал в единое целое районы старой части города с промышленной зоной. Первая очередь обеспечивала регулярную и своевременную перевозку пассажиров на содово-цементный комбинат, шиферный завод и завод «Красный пролетарий». Ежедневно на линию выходило 11 машин, за смену они перевозили около 20 тыс. пассажиров. А всего в управлении насчитывалось 175 человек.
Жители города получили современный пассажирский транспорт, который изменил его облик. Покрылись асфальтом, стали шире и наряднее городские улицы, улучшилось освещение дорог, вдоль троллейбусных линий появились стройные ряды зеленых насаждений.
В августе 1961 года был пущен ещё один троллейбусный маршрут, соединяющий колхозный рынок и железнодорожный вокзал с обустройством разворотного кольца на Ж/Д вокзале. Протяженность контактной сети увеличилась на 2,6 км. В 1962 году построена конечная станция «Колхозный рынок».
Серьёзным испытанием для коллектива в 1963 году явился ввод в эксплуатацию 2-й очереди троллейбусной линии — трассы по проспекту им. Ленина и Уфимскому тракту от Межрайбазы (ныне ост. Льва Толстого) до кольца «Первомайск» протяженностью 17,2 км, не связанную контактными сетями и оторванную от троллейбусного депо, когда на буксирах ежедневно рано утром доставляли на указанную трассу и возвращали поздно вечером 13 троллейбусов в течении продолжительного времени.
Это был единственный эксперимент работы в таких условиях в истории предприятий городского электротранспорта всего Советского Союза. По этой линии связались с жилыми районами города заводы «Авангард», «Строймаш», завод сборного железобетона, завод им. Ленина.
В 1965 году была построена северная линия – «Содово-цементный комбинат и Химзавод» с устройством путепровода над ж/д путями (8,9 км.), в 1966 году введена южная троллейбусная линия – «Межрайбаза – ул.Мира» (4,0 км.) с устройством тоннеля под ж/д путями и строительством моста через р. Стерля в районе Дома быта. Эти линии объединили в единое целое первую и вторую очереди троллейбусных маршрутов, при этом увеличилась их пропускная способность. Для их электропитания построены две тяговые подстанции №№ 2 и 3.
С первых дней руководство «Управления троллейбуса» уделяло и уделяет огромное внимание подготовке кадров, особенно водительского состава. На територрии депо-1 был организован учебный класс, где преподаватели училища №18 и лучшие специалисты управления обучали будущих водителей. Также в этих классах проводилось ежегодное обучение водительского состава по правилам дорожного движения и курсы повышения квалификации (классности).
В конце 60-х, начале 70-х годов жилые районы города начали расти в западном направлении. В это время троллейбусные линии строятся по улице Вокзальной, по проспекту Октября, от «Автовокзала» до АО «Каустик», по ул. Коммунистическая от «Автовокзала» до «Больничного городка». Обустраиваются кольцо «Автовокзал» и разворотное кольцо «Больничный городок». Для их электроснабжения вводятся в строй тяговые подстанции № 4, № 5.
Рост троллейбусных линий и в связи с этим пуск в эксплуатацию всё новых маршрутов требовал непрерывного увеличения мощности троллейбусного парка, совершенствования системы ремонтов и технического обслуживания подвижного состава, улучшения организации движения троллейбусов на линии и более качественного обслуживания трудящихся города электрическим транспортом.
В связи с этим в 1968 – 1979 годах была произведена реконструкция троллейбусного депо с доведением его мощностей до 100 единиц подвижного состава. Одновременно расширилась территория троллейбусного депо, построен административный корпус, складские помещения, кузнечный цех, расширены гаражи для автомашин, проходная и диспетчерская на территории депо, столярный цех, столовая на 40 посадочных мест.
Надо отметить, что троллейбусный парк менялся не только в количественном, но и в качественном отношениях. За первые 20 лет трижды заменялся устаревший подвижной состав новым. Сначала эксплуатировались троллейбусы МТБ-82Д, затем на смену им пришли усовершенствованные – ЗИУ-5, а в 1980 году в эксплуатации находилось 33 троллейбуса марки ЗиУ-5 и 75 – марки ЗИУ-9, имеющие улучшенную планировку салона, три двери, гидравлический усилитель руля и пневморессорную подвеску. Начиная с 1975 года «Управление троллейбуса» выходит на лидирующие позиции в городе по итогам экономических соревнований.
В целом за первые 20 лет построено и пущено в эксплуатацию 72,2 км контактных сетей, 66 км кабельных линий, 5 тяговых подстанций общей мощностью 7200 кВт, 3 диспетчерских пункта.
Ежедневно на линию выпускается 92 троллейбуса. В городе организовано и действует 11 основных и 2 дополнительных маршрута. Численность работающих составляла 973 человека.
К 1980 году среднедневная перевозка пассажиров составляла 158,7 тыс. человек, что почти в 10 раз больше, чем в 1961 году, а всего за первые 20 лет перевезено 782 млн. пассажиров. За это время все троллейбусы сделали пробег, равный 102 млн. км.
28 января 1980 года приказом по управлению ЖКХ г. Стерлитамака начальником троллейбусного управления был назначен Юрий Михайлович Белоглазов, который возглавляет коллектив троллейбусного управления до января 2000 года.
Молодой (33 года), инициативный руководитель познакомился с работоспособным коллективом, вник во все нюансы и тонкости технологического процесса троллейбусных пассажирских перевозок. И результатом явилось то, что коллектив троллейбусного управления продолжил свою плодотворную работу.
Юрий Михайлович был человеком неравнодушным, способным близко к сердцу воспринимать проблемы и заботы людей. Для него не было второстепенных вопросов, если они касались благополучия рядовых работников. Он был полон энергией и идей. К сожалению, тяжелая болезнь не дала ему претворить их все в жизнь.
Период 1981-1991 г.г характеризуется тем, что начали вводиться в эксплуатацию те объекты, которые либо уже строились либо были в стадии начала строительства. Так же проводилась работа в цехах депо по повышению качества ремонтов, внедрению передовых методов работы и технологии, замены морально устаревшего оборудования на более прогрессивное, а значит экономичное.
В сентябре 1977 году дала ток Ново-Стерлитамакская ТЭЦ, а уже в начале 1980 году вводится в эксплуатацию троллейбусная линия до Ново-Стерлитамакской ТЭЦ и тяговая подстанция №8.
В начале 80-х годов пущены в эксплуатацию новые «Производство бариевых солей», завод КПД, кожевено-обувной комбинат. И опять — вводится (1981 год) троллейбусная линия от кольца «Сода» до «Бариевого производства», тяговая подстанция № 5 и троллейбусная линия (1985 год) от «Бариевого производства» до «Кожевенно-обувного комбината» и тяговая подстанция №6.
В целях улучшения электропитания линий проходящих по пр. Ленина была построена тяговая подстанция № 9.
Начало 80-х–это годы, когда экономическое состояние нашей страны приходило в упадок. Однако администрация города, троллейбусного управления, при финансовой поддержке заводов продолжали курс на развитие троллейбусного транспорта как экологически чистого, бесшумного, наиболее комфортного и весьма перспективного вида пассажирского транспорта.
В эти годы встал вопрос о наращивании мощностей троллейбусного парка, депо для ремонтов и технического обслуживания и службы энергохозяйства.
В 1985 году построена производственная база службы энергохозяйства, где разместились все подразделения, выполняющие ремонтные работы по оборудованию тяговых подстанций и контактной сети.
В целях повышения надёжности электро-снабжения городского электротранспорта на базе энергохозяйства была введена диспетчерская служба. Её функции: централизованный контроль технического состояния системы электроснабжения; ликвидация или локализация аварий в системе; оперативная диспетчерская связь с эксплуатационным персоналом и аварийно – восстановительными бригадами; выбор оптимального режима работы схемы электроснабжения.
В южной части города с начала 80-х годов начал выпуск своей продукции завод высокоточных станков «ВТС» и строится Стерлитамакский машиностроительный завод. Одновременно со строительством заводов в южной части города быстрыми темпами начал расти и жилой микрорайон «ВТС».
В 1986 году, для обеспечения пассажирскими перевозками этого района, вводится в эксплуатацию троллейбусная линия от «Колхозного рынка» до «ВТС», конечная станция «ВТС» и тяговая подстанция №7.
Конец 80-х годов характеризуется тем, что из-за перенасыщенности города химическими и нефтехимическими предприятиями резко ухудшилось экологическое состояние атмосферы города. Руководство города принимало малоэффективные меры по улучшению экологического состояния. Городская газета «Стерлитамакский рабочий» ежедневно печатала статьи, письма на тему экологии. На Съезде народных депутатов (1988 г.) город Стерлитамак назван в числе пяти самых «грязных» городов страны. Даже было принято специальное Правительственное постановление № 781 от 14 июля 1987 г., где было предложено закрыть ряд особо вредных производств, провести реконструкцию очистных сооружений на ПО «Каустик», ПО «Сода», заводах «Авангард», ОПНХЗ, ПО «Синтетический каучук». Осуществление этих и других мер должно было принести ощутимый экологический эффект.
Но всё это на бумаге. На деле же кардинального изменения не происходило. Больше всего беспокоило горожан залповые выбросы вредных веществ на предприятиях химии и нефтехимии. Происходили они, как правило, в утренние часы и сопровождались их большой концентрацией. Людям становилось трудно дышать. Горожане жаловались на головные боли. Резко возросло количество обращений жителей в больницы и поликлиники.
Водители троллейбусов те же горожане, также жаловались на головные боли, недомогания, тошноту, а порою на состояние близкое к обморочному. А они ведь – за рулем! Такая обстановка привела к тому, что 25 июля 1989 года в «Троллейбусном управлении» был создан экологический комитет, который и возглавил борьбу горожан за право жить и дышать в городе с чистым воздухом.
Утро 9 августа 1990 года началось необычно. Официально предупредительная стачка работников троллейбусного управления в связи с ухудшением экологической обстановкой в городе была объявлена с 10 до 14 часов. Но многие водители троллейбусов после очередной «газовой атаки» предыдущего дня не выехали на линию с утра. К забастовщикам присоединились и водители автоколонны № 1576, осуществляющие автобусные городские перевозки. Движение в городе было парализовано. Люди добирались до работы кто, как мог. Частные такси были переполнены, основная масса добиралась до мест работы пешком. А чуть позже к зданию исполкома и горкома партии подошли демонстранты. Основные их требования – незамедлительно закрыть вредные производства, провести их реконструкцию и дать возможность горожанам жить в чистом городе, дышать чистым воздухом.
11 августа этого же года в наш город прибыл, совершая свою первую плановую поездку по Российской Федерации, Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин. Знакомство с «большой химией» Стерлитамака, события 8 и 9 августа, произвели на главу Российской Федерации гнетущее впечатление.
Благодаря всем этим событиям, сплоченности коллектива троллейбусников и других предприятий, примкнувших к этой акции, положение с ухудшением экологии в нашем городе постепенно стало улучшаться. И по прошествии, каких-нибудь 10-15 лет наш город неоднократно становится «серебряным», а затем и «золотым» городом России. Но это всё будет…
Значительным событием троллейбусного управления стало строительство и пуск 18 июля 1989 года депо-2 мощностью на 100 единиц подвижного состава. Впервые вышли на линию 7 троллейбусов по маршрутам, соединившим центр города с микрорайоном «ВТС» и промзоной.
К своему 30-летию коллектив троллейбусного управления подошел со следующими показателями — протяженность троллейбусных линий 92,3 км, мощность тяговых подстанций 16800к Вт, среднедневная перевозка пассажиров 234,7 тыс чел., численность работников 1039 чел., подвижной состав — 150 ед. ЗиУ-9. За 30 лет перевезено 1 млрд. 447 млн. пассажиров, пробег троллейбусов составил 192 млн. км.
А 4-е десятилетие, троллейбусники начинают с открытия движения в 1992 году по маршруту «ВТС» — «Машзавод» и сдачей в эксплуатацию трёх тяговых подстанции № 10, № 12 и № 14, которые обеспечивали электроснабжением самый длинный маршрут «Больничный городок» — «Машзавод». Финансирование велось за счет средств, ещё строящегося машиностроительного завода.
Начиная с 1993 года, в город начали поступать новые троллейбусы с тиристорно-импульсным режимом работы ТЭД. Тогда и появилась необходимость создать участок по ремонту и диагностике электроники троллейбуса. Его открыли в депо-1. Сейчас здесь имеется полный комплект приборов для ремонта блоков и плат электронного оборудования, а также пульт имитации режимов работы троллейбуса, что позволяет быстро устранять неисправности.
Особенно трудно пришлось жить и работать нашему коллективу в годы перестройки, когда всё разваливалось, рушились надежды и цели. Развал экономики, спад производства, рост цен, снижение жизненного уровня населения вот те отрицательные факторы перестроечного периода. Да еще переход по решению Республиканского правительства в качестве эксперимента на бесплатный проезд очень негативно отразились для троллейбусного управления.
Из-за этого наше управление не смогло приобрести в течение 4 лет (96 – 99 г.г.) ни одного нового троллейбуса, не было денег на пополнение оборотных средств. Мы оказались в должниках за электроэнергию, тепло, воду. Было время (как раз в январе-феврале 1999 года) когда в здании управления отключали свет и специалисты начинали свой рабочий день «при свечах».
Кроме того, парк сильно устарел, и, чтобы не остаться без подвижного состава, руководство троллейбусного управления обращается в Минтранс РФ за разрешением на производство капитально-восстановительного ремонта отработавших свой ресурс троллейбусов. Оно было получено.
И с 1997 года технология выполнения КВР внедряется в производство. Поскольку при КВР обязательно нужно полностью менять основание, передний и задний борта и частично элементы кузова, а также высоковольтную и низковольтную проводку, для производства этих работ в депо-2 изготовили стапеля. Позже ОГМ и участок плановых ремонтов троллейбусов успешно освоили производство регуляторов положения кузова.
Но наш коллектив нашел в себе силы выдержать все испытания, он не распался, не снизил темпов своей работы, продолжал работать в прежнем режиме. Несмотря на неимоверные трудности, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно выполнялись все запланированные технико-экономические показатели.
Хочется отметить, что огромную поддержку и помощь нашему коллективу в это время оказывала администрация города под руководством Ахметова Спартака Галеевича, а также финансовые органы Республики.
Ежемесячно из городского бюджета выделялись в определенном количестве денежные средства. По крайней мере, этих денег хватало на выплату зарплаты, так что задержек с выплатой зарплаты ни разу не было. А это было большим вдохновляющим стимулом в работе тружеников нашего коллектива.
Однако и в это тяжелое время (1997 год) мы смогли найти возможность, чтобы своими силами закончить работы по вводу в эксплуатацию тяговой подстанции № 17.
Известно, что одним из определяющих моментов качества работы коллектива являются создание нормальных жизненных условий, забота о подрастающем поколении. И администрация троллейбусного управления, как и в предыдущие годы, ведёт работу по улучшению жилищно-бытовых условий своих работников.
В начале 80-х годов было принято решение перейти на строительство жилых домов непосредственно для работников троллейбусного управления.
В результате в период с 1983 по 1993 года было построено 4 жилых дома (ул. Братская, Комсомольская, Сазонова, Артема). За счет чего более 780 семей наших рабочих смогли получить новые квартиры или улучшить жилищные условия.
На сегодняшний день все жилые дома и общежитие по ул. Курчатова переданы на баланс ГУП ДЕЗ г. Стерлитамака.
Одновременно с этим в 1995 году был сдан детский сад № 3 по ул. Халтурина на 120 мест для детей наших работников. В нем есть плавательный бассейн, спортивный зал и ряд других помещений, где дети обучаются музыке, осваивают компьютерную технику, учатся петь, рисовать, читать, заниматься рукоделием. В настоящее время детский сад № 3 передан на баланс ГорОНО.
В детском оздоровительном лагере им.Константина Заслонова силами коллектива троллейбусного управления построено 4 новых спальных корпуса, один капитально отремонтирован. Также построены душевые помещения и баня.
Ежегодно во время летних каникул в нём отдыхает до 140 детей наших работников.
К 2000 году наше управление уже занимает лидирующие позиции в России и в ходит в десятку лучших предприятий горэлектротранспорта. А к своему 40-летию пришло со следующими показателями: протяженность: контактных линий – 95,3 км., кабельных линий — 90 км., на балансе 150 ед. подвижного состава (116 ед. марки ЗиУ-9; 20 ед., шарнирно-сочленённых марки ЗиУ – 683 Б; 14 ед. марки БТЗ- 5276-04 ), мощность тяговых подстанций 23400 кВт., перевезено пассажиров 127115,1 тыс. чел, построено 13 тяговых подстанций, четыре конечных диспетчерских пункта. Троллейбусное движение организовано по 14 основным и 2 дополнительным маршрутам, а на линию ежедневно выпускается 115 троллейбусов.
Средне-дневная перевозка пассажиров достигла 347,3 тыс. человек, что в 20,6 раза больше, чем в 1961 году, а за 40 лет перевезено 2,8 млрд. пассажиров, количество работающих составляет 1666 чел.
Достижением коллектива были такие показатели, как регулярность движения – 95,3%, средне-эксплуатационная скорость движения – 18,0 км/час, средне-годовой пробег 1-го троллейбуса- 71,3 т. км.
В те годы троллейбусный транспорт становится основным видом городского пассажирского транспорта, которым ежедневно осуществлялось около 90% внутригородских пассажирских перевозок.
В начале 2000 года начальником «Стерлитамакского троллейбусного управления» назначается Матвеев Александр Николаевич.
В его трудовой книжке значится местом работы только одно предприятие – троллейбусное управление. Начинал он в 19-ти летнем возрасте электромонтёром 3 разряда службы энергохозяйства. Затем армия, возвращение на родное предприятие, учёба в Уфимском нефтяном институте, дальнейший профессиональный рост.
Молодой, энергичный, со своим видением на дальнейшее развитие предприятия. Своё назначение он воспринимает не только как естественное продолжение его служебной карьеры, но самое главное как продолжение дела отца. Ведь первый руководитель нашего предприятия Матвеев Николай Михайлович — его отец.
Основными направлениями его руководства становятся: обновление материально-технической базы, внедрение новых технологий ремонта, улучшение труда и быта работников и переход на более прогрессивный уровень осуществления пассажирских перевозок.
С переходом с 1 февраля 2000 года на платный проезд троллейбусное управление более активно включается в работу по дальнейшему развитию городского электротранспорта.
Улучшающееся финансовое положение управления позволило построить за счет собственных средств уже в 2001-2002 годах:
- троллейбусную линию по ул. Худайбердина от автовокзала до пр. Ленина с разворотным кольцом «Вечный огонь», по которой открыты два новых маршрута №16 и №17, пользующиеся большой популярностью у населения;
- разворотное кольцо «Ж/д вокзал» где открыт новый маршрут №18;
- новое здание тяговой подстанции №3, укомплектованное оборудованием нового поколения;
- гараж на 7 единиц аварийно-технической спецтехники на территории базы энергохозяйства;
- переведены все тяговые подстанции службы энергохозяйства на телеуправление, что позволило повысить надёжность электроснабжения городского электротранспорта и оперативность управления.
Безусловным достижением нашего управления является освоение капитально-восстановительного ремонта троллейбусов с выносом электрооборудования на крышу, при этом из конструкции троллейбуса исключается мотор-вентилятор, а генератор заменяется преобразователем напряжения. После такого ремонта на линию выходят абсолютно новые троллейбусы, которые практически ничем не отличаются от троллейбусов, изготовленных в заводских условиях.
Также в это время освоена целая серия новых технологий:
- изготовление современных створок дверей с вклеенными стеклами;
- оборудование троллейбусов штангоуловителями;
- восстановление шин методом нарезки протектора;
- применение газопламенной порошковой горелки «Термика-универсал»;
- сушка окрашенных троллейбусов лампами инфракрасного излучения;
- замена масляных выключателей на вакуумные на тяговых подстанциях;
- замена выпрямителей ВАКЛЕ на преобразовательные секции нового поколения;
Для улучшения условий труда и отдыха рабочих ремонтных служб депо-1 и депо-2 проделана большая работа:
- выполнены работы по капитальному ремонту бытовых помещений;
- реконструированы все смотровые канавы, с устройством локального освещения;
- капитально отремонтирована кровля с установкой крышевых фонарей для лучшего освещения в цехах.
В поисках путей повышения эффективности производства, сокращения непроизводственных расходов, в 2002 году было принято решение построить новый тепловой пункт, который должен разместиться в здании пристроя к административно-бытовому комплексу управления.
Была произведена реконструкция отопительной системы депо-1, с заменой старых энергоёмких калориферов на новую систему теплоснабжения с автоматическим регулированием подачи тепла в помещения, в зависимости от наружной температуры воздуха.
В 2003 году строительство пристроя к АБК было закончено, в нём, помимо теплового пункта (цокольный этаж), разместились уютная столовая (1 этаж) с современным оборудованием, служебные кабинеты (2 этаж) и спортивный зал (3 этаж).
Начиная с 2000 года активизировалась работа и по пропаганде среди молодёжи профессии водителя троллейбуса. Ежегодно проводятся конкурсы водителей троллейбуса. На них выявляются лучшие водители, показавшие свои знания в вопросах технической эксплуатации троллейбуса, правил дорожного движения, культуры обслуживания пассажиров и самое главное в мастерстве вождения троллейбуса. Самые лучшие водители затем представляют наш город во всероссийских конкурсах.
Также проводятся конкурсы среди слесарей по ремонту подвижного состава, слесарей по ремонту электрооборудования троллейбуса, электрогазосварщиков и среди поваров.
Конкурсант в номинации «Лучший по профессии электрогазосварщик» На конкурсе «Лучший по профессии слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» Самый «вкусный» конкурс Один из лучших. Конкурс «Лучший по профессии Слесарь по ремонту подвижного состава»
В целях предупреждения профзаболеваний и производственного травматизма разрабатывается и осуществляется план оздоровительных мероприятий. Работники, связанные с вредными условиями труда, обязательно проходят периодические медосмотры, все работники СТУ – ежегодный флюрографический осмотр и профилактическую вакцинацию против гриппа. В цехах на рабочих местах в пределах нормы поддерживается освещение, температурный режим, не допускается запыленность и загазованность.
Это достигается за счёт монтажа дополнительных светильников, контролём за работой вентиляционных установок и тепловых воздушных ворот в ремонтных боксах депо-1 и депо-2, содержанием в постоянной чистоте рабочих мест, полов, оконных проёмов, оборудованием специальных рабочих мест для электрогазосварщиков с вытяжной вентиляцией.
Выполнена значительная работа по улучшению труда водителей троллейбуса и кондукторов, диспетчеров и работников АУП.
Приобретены и установлены на всех троллейбусах радиостанции, позволяющие держать связь водителей с диспетчерами, а также автоматические речевые информаторы для объявления остановочных пунктов и дачи другой информации.
На всех троллейбусах установлены мягкие удобные сидения для кондукторов с электроподогревом в зимнее время. Приобретены и установлены во всех диспетчерских пунктах кондиционеры, на конечных станциях организована выездная торговля горячими обедами для первой и второй смен. Проведена компьютеризация рабочих мест АУП, что позволяет сократить сроки обработки информации и выдачу необходимых данных по всем показателям работы управления.
Как и ранее в «Троллейбусном управлении» продолжается работа по обучению водителей троллейбуса. Для более эффективной работы в этом направлении были выделены помещения в депо-2 и организованы новые классы по технической эксплуатации и правилам дорожного движения. Оба класса были оборудованы новыми современными стендами, наглядными материалами, приспособлениями.
31 декабря 2003 года было принято в эксплуатацию здание конечного пункта «Первомайский», отвечающее самым современным требованиям, где оборудована комната отдыха для экипажей троллейбусов, комната раздачи и приёма пищи и др.
В июне 2004 года было решено провести XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства водителей троллейбуса в нашем городе.
Во исполнение программы развития горэлектротранспорта до 2010 года троллейбусное управление приступает в 2004 году к строительству тяговой подстанции № 18, которая будет обеспечивать электропитанием будущие троллейбусные линии по улице Артема, а в 2005 году к строительству самой линии.
Эта линия, во-первых, перераспределит пассажиропоток с центральных улиц и, во-вторых, является как переходный шаг к дальнейшему расширению электротранспортной сети города в южном направлении.
За период с 2000 года, постепенно улучшающееся финансовое положение в Республике и управлении, позволило приобрести 120 единиц подвижного состава (114 ед. — марки БТЗ, 2 ед. — марки ЗиУ-682Г-016, 1 ед. — «Столица» Тролза -5264-011, 2 ед. — Тролза-6205-02 сочленённые, 2 ед. ЗиУ-62052 сочленённые). Средства на приобретение выделялись в основном из Республиканского, городского бюджетов и частично на собственные. Проведено КВР 67 единицам (56 ед. — в условиях депо, 11 ед. — в заводских условиях, в том числе 10 ед. сочленённым с установкой транзисторных преобразователей управления тяговым двигателем).
C вводом спортивного зала активизировалась спортивная жизнь управления. В спортзале работают различные спортивные секции (по волейболу, настольному теннису, организована группа здоровья для женщин и др.). Стали традиционными спортивные соревнования по следующим видам спорта: русские шашки, лыжные гонки, мини-футбол, плавание, волейбол, настольный теннис, рыбная ловля, дартс, бильярд и др. Ежегодно проводятся спортивные фестивали посвященные Международному женскому дню 8 марта и Дню Защитников Отечества 23 февраля.
Начиная с 2002 года постепенно, силами ремонтно-строительного участка, ведётся капитальный ремонт общежития, где проживают работники нашего управления. Отремонтирован фасад здания, душевые комнаты, прачечная, коридоры, туалеты. Для детей, проживающих в этом общежитии, организован театральный кружок.
Также реконструированы здания конечных станций «Больничный городок», «ВТС», центральной диспетчерской, старой проходной на территории депо-1. В здании бывшей центральной диспетчерской открыты комнаты психологической разгрузки.
Наше управление неоднократно выигрывало в таких конкурсах как «Лучшее рабочее общежитие Башкортостана» (2008 г.), «Лучшая организация условий и охраны труда в Башкортостане» (2009 г.).
Также наше предприятие было определено победителем регионального этапа во Всероссийском конкурсе (2010 г.) «Российская организация высокой социальной эффективности», занявшее первые места в следующих номинациях:
- «За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости» 2 место,
- «За развитие кадрового потенциала» 3 место,
- «За развитие социального партнерства» 3 место,
Ухудшающееся финансовое положение в связи с мировым финансовым кризисом потребовал от коллектива «Троллейбусного управления» обратить своё внимание на внутренние резервы. Были разработаны антикризисные мероприятия по каждой службе и подразделению, позволившие удержаться на позиции основного перевозчика пассажиров в городе.
Были разработаны и утверждены в администрации города тарифы на услуги, оказываемые сторонним организациям и физическим лицам. Проведена работа по изучению пассажиропотоков по времени суток и на основании выводов разработано расписание движения троллейбусов. Также населению было предложено новые виды услуг
- реклама на бортах троллейбусов и мониторах внутри салонов,
- обслуживание торжеств, поминальных обедов в столовой управления,
- выполнение общеремотных, строительных работ,
- изготовление кованых металлических заборов, оград, оконных рам,
- выполнение электро-монтажных и сан.технических работ
- работы по ремонту электроаппаратов и электрических машин,
- разработка, монтаж и техническое обслуживание пожарной сигнализации зданий и сооружений…
К своему юбилею 50-летию наше управление подошло со следующими показателями: протяженность: контактных линий – 106,3 км., кабельных линий – 100,9 км., на балансе 177 ед. подвижного состава (37 ед. — марки ЗиУ-682В; 20 ед. — шарнирно-сочленённых марки ЗиУ – 683 Б 16 шт. и Тролза-6205-02 4 шт.,; 16 ед. — марки БТЗ- 5201; 69 ед. – марки БТЗ-5276; 34 ед. – марки ЗиУ-682Г; 1 ед. – марки «Столица» Тролза-5264), мощность тяговых подстанций 28200 кВт., на балансе управления 2 депо мощностью по 100 ед. подвижного состава каждое, база службы энергохозяйства, общежитие на 505 мест, 14 тяговых подстанций, четыре конечных диспетчерских пункта. Троллейбусное движение организовано по 19 маршрутам, а на линию ежедневно выпускается 123 троллейбуса, средне-дневная перевозка пассажиров составляет 95,5 тыс. человек, а за 50 лет перевезено 3,6 млрд. пассажиров, количество работающих составляет 1365 чел.
К сожалению слишком велика конкуренция в сфере пассажирских перевозок. Но если учесть, что единственный вид транспорта, который при наращивании своих мощностей ни коим образом не влияет на чистоту воздуха, в городе, где и так хватает источников загрязнения, то можно сказать, что электротранспорт жизненно необходим именно в нашем городе.
Руководство троллейбусного управления, весь коллектив прилагают усилия, которые бы позволили удерживать лидерские позиции в своей отрасли – перевозка пассажиров. Сегодня есть надежда, что вместе мы справимся с последствиями финансового кризиса и останемся основным перевозчиком пассажиров в городе Стерлитамаке.